Антимафия — мы все про вас знаем!

Белорусский оппозиционер или агент ФСБ: что известно о «кошельке» Лукашенко Викторе Прокопене

Просмотры: 878     Комментарии: 0
Белорусский оппозиционер или агент ФСБ: что известно о «кошельке» Лукашенко Викторе Прокопене
Белорусский оппозиционер или агент ФСБ: что известно о «кошельке» Лукашенко Викторе Прокопене

Белорусский IT-предприниматель Виктор Прокопеня, живущий в Лондоне, имеет репутацию оппозиционера и пострадавшего от режима Лукашенко.

Однако в последнее время появляется все больше публикаций, утверждающих, что за этим якобы оппозиционным фасадом скрывается сотрудничество со спецслужбами России и Белорусии. Так ли это?

На первый взгляд, утверждения о том, что Прокопеня на самом деле является агентом ФСБ и КГБ, а заодно – одним из кошельков Александра Лукашенко, кажутся ложными. Поскольку Виктор Прокопеня – человек, известный в среде оппозиции, публично осудил так называемые выборы президента Белоруссии, победителем которых объявил себя Лукашенко, выделил сто тысяч долларов на помощь пострадавшим от спецслужб Белоруссии, незадолго до своего отъезда в Лондон сидел в белорусской тюрьме, спонсировал оппозиционную режиму прессу, резко выступил против вторжения России в Украину, перечислил миллион долларов для украинских благотворительных организаций. Это – самые заметные поступки Виктора Прокопени, которые подтверждают, что белорусский айтишник и венчурный капиталист Прокопеня – яростный противник режима Лукашенко и имперской политики России, вынужденный покинуть свою родину и жить в эмиграции, но не оставивший своей активной гражданской позиции.

Однако, как уже говорилось, все это – всего лишь фасад, прикрывающий работу Виктора Прокопени на спецслужбы России и Белоруссии. Впрочем, КГБ последней – всего лишь филиал ФСБ, так что здесь нет особой разницы. И отпустил его Лукашенко в Лондон тоже не в знак раскаяния за то, что Прокопеню незаконно продержали почти год в СИЗО Минска, а вменяемое ему мошенничество в 650 тысяч долларов было ошибкой. За всем этим кроются куда более прозаичные и банальные причины. Среди них, как уже упоминалось, то, что Прокопеня является одним из так называемых кошельков Александра Лукашенко. Вторая – работа на ФСБ. Работает он на спецслужбы именно в той сфере, в которой заработал свои основные капиталы – это сфера компьютерных технологий.

Самые известные детища Виктора Прокопени – инвестиционная компания VP Capital, через которую он является владельцем ряда IT-компаний, в том числе финансово-технологической компании Capital.com и криптобиржи Currency.com. Последняя до сих пор работает в Белоруссии, и никто ее там не трогает. Что разбивает все сказки об «оппозиционности». Конечно, криптобиржа Currency.com работает в Белоруссии не напрямую – официально она одной из первых отказалась обслуживать россиян и перечислила миллион долларов Красному Кресту Украины, но это всего лишь фасад. На самом деле Currency.com. работает в Белоруссии через посредника – ООО «Каренси Ком Бел». Правда, в 2022 году эта фирма заявила, что «вышла из группы компаний Currency.com». Однако за этим заявлением скрывается обычная смена фасада - ООО «Каренси Ком Бел» было переименовано в ЗАО «Дзеньги Ком», которому и перешли все права и обязанности. По состоянию на март 2024 года ЗАО «Дзеньги Ком» продолжает оказывать услуги клиентам из Беларуси в обычном порядке. Вот выписка из реестра, подтверждающая эту информацию:

 qhiqqkiqheiqtzatf

То же самое произошло и с другими проектами Прокопени в Белоруссии – вместо компании «Капитал Ком Бел», которая с 2019 года находилась в реестре форекс-компаний Нацбанка РБ, с конца ноября прошлого года там фигурирует ее преемник «ФинТех Солюшнс», с тем же номером лицензии и с тем же физическим адресом прописки.

Финтехгруппу Capital.Com основал Виктор Прокопеня совместно с инвестиционным фондом Larnabel Ventures Саида Гуцериева. Саид Гуцериев – сын Михаила Гуцериева, российского бизнесмена, попавшего под международные санкции. Связь с Гуцериевыми и стала одной из причин того, что Виктор Прокопеня начал перерегистрировать свои белорусские активы.

Читайте ещё:В Госдуму внесли два законопроекта об ужесточении миграционных норм

Именно Михаил Гуцериев помог Прокопене выйти из тюрьмы, куда тот попал в апреле 2015 года по обвинению в «незаконной предпринимательской деятельности в составе организованной преступной группы» (часть 3 статьи 233 УК Беларуси). Речь шла о деятельности мощнейшей международной хакерской группировке, обналичивающей часть украденных с банковских счетов денег в Республике Беларусь. Средства обналичивались через платежную систему ePassporte, с которой был связан (по некоторым сведениям – был разработчиком и совладельцем, но это не точно) Виктор Прокопеня.

Его арестовали по запросу ФБР, а Следком РБ заявлял, что «организатором преступной схемы является Виктор Прокопеня». Прокопеня провел несколько не самых приятных месяцев в СИЗО, но после того, как Михаил Гуцериев поговорил с Александром Лукашенко, Виктора Прокопеню не просто выпустили на свободу, а сняли все обвинения. Хотя другие участники схемы, которые занимали в ней подчиненное Прокопене положение, получили реальные сроки. Более того, Виктор Прокопеня внезапно попал в число фаворитов Александра Лукашенко, в прессе замелькали новости о талантливом предпринимателе и его инициативах по развитию высоких технологий в Белоруссии.

Но и это не все – большинство ресурсов, где говорилось об аресте Прокопени и выдвинутых ему обвинениях, было зачищено после настойчивых просьб со стороны неназываемых «представителей Виктора Прокопени». Чем были подкреплены эти просьбы – можно только догадываться, зная реалии Белоруссии. Но их очень оперативно учли, и теперь о причинах ареста и подробностях выхода на свободу Прокопени можно узнать только из их разрозненных источников за пределами Белоруссии, которые не вняли «просьбам». Но таких очень немного, что тоже наводит на мысли.

О причинах такой перемены в судьбе Виктора Прокопени можно догадываться с достаточной долей вероятности – Гуцериев, которого называют одним из ключевых кошельков Александра Лукашенко, предложил белорусскому диктатору не сажать своего партнера, а использовать как для заработка денег, так и для комбинаций спецслужб. После выхода на свободу Прокопеня начал лепить из себя образ оппозиционера, даже перечислял деньги остаткам свободной прессы – в 2017 году компания VP Capital Прокопени инвестировала $500 тысяч в издание Dev.by. – и публично выступал против блокировки сайтов «Хартия’97» и «Белорусский партизан». Сайты, конечно, закрыли, а главный редактор dev.by Наталья Провалинская была арестована, но Виктор Прокопеня уже жил в Лондоне.

И занимался тут, кроме публичной поддержки белорусской оппозиции и публичного осуждения российского вторжения в Украину тем, ради чего, собственно, его и отпустили из Белоруссии – выводом денег семьи Лукашенко через свою криптобиржу и координацией действий российских хакеров, которые обслуживают ФСБ.

Если с первым – криптобиржей – все более-менее понятно, то со вторым – хакерами – не очень. Здесь сведений еще меньше, чем с делом об аресте и закрытии уголовного дела «за отсутствием состава преступления». Но, если вернуться в 2016 год, когда Прокопеня вышел из СИЗО после заступничества Михаила Гуцериева, то многое становится на свои места. Именно по протекции Гуцериева и начался триумфальный взлет «айтишника, который чуть не сел за налоги» к вершинам белорусской бизнес-элиты. Но за фасадом «Декрета о цифровой экономике», который якобы «пробил» Прокопеня и в результате которого в Белоруссию переехали многие айтишники из России и Украины, крылось нечто гораздо более сложное.

Потому что вчерашний арестант вдруг стал одним из немногих, имевших доступ к потокам белорусских государственных денег. Ему собирались слить белорусский «Паритетбанк», 99% которого принадлежит государству. А еще Прокопеня возник в соседней Украине, где заявил о намерении купить «дочку» российского Сбербанка, у которой там как раз возникли проблемы. Хотя обе эти сделки не состоялись, но намерения Виктора Прокопени были вполне серьезными. И возникает вопрос – кто позволил ему претендовать на имущество Белоруссии (читай – Лукашенко) и откуда деньги на покупку (пусть и не состоявшуюся) украинского Сбербанка?

Ответ прост – Михаил Гуцериев. С которым Прокопеня в 2016 году, через несколько месяцев после выхода из тюрьмы, заявил о вложении более 100 миллионов долларов в «стартапы в области искусственного интеллекта», разработку спутников, нейронные сети, технологии искусственного интеллекта в области торговли финансами. Результатом последнего стала, в том числе и «белорусская Кремниевая долина», упоминаемая выше. Параллельно с этим Прокопеня демонстративно фрондировал и поддерживал оппозицию. Без каких-либо последствий для себя. А потом уехал в Лондон, и оказалось, что у него, кроме белорусского, есть британский и кипрский паспорта.

В Лондоне Виктор Прокопеня тоже занялся бизнесом в сфере IT-технологий, криптовалют и прочих связанных высокотехнологических вещей. Среди последних называют координацию групп российских хакеров, действующих по заданию ФСБ. Конечно, это уже Прокопеня делает неофициально. Благо, опыт у него есть – сайты, отказывающиеся удалить «по просьбе» Прокопени материалы о его аресте, внезапно подвергались мощным DDoS атакам, координируемым из одного центра. К тому же вспомните, что именно вменялось Прокопене в момент посадки. Вряд ли это было простым совпадением.

Читайте ещё:Гольдорт на лыжах, Греф - на СДЭКе?

Если вспомнить к тому же, что бизнес партнера (или куратора?) Прокопени, Михаила Гуцериева («Бинбанк» и «Русснефть»), это, по сути, бизнес ФСБ, то многое становится на свои места. О том, что в структуре ФСБ России существуют целые хакерские подразделения, известно всем. Да и в самой спецслужбе этого не скрывают. Как и то, что хакеры эти рассеяны по всему миру. Так что удивляться тому факту, что одно из хакерских подразделений ФСБ находится в Лондоне, не приходится. Как и тому, что координирует и содержит его «белорусский оппозиционер» Виктор Прокопеня.

Правда, судя по тому, что он в последний месяц стал активно переписывать свои белорусские активы на офшоры и подставных лиц, можно судить о том, что Виктором Прокопеней заинтересовались британские правоохранители. Так ли это – покажет ближайшее будущее.

Ольга Васильева

Страница для печати

Регионы: Россия,Беларусь,

Комментарии:

comments powered by Disqus