Антимафия — мы все про вас знаем!

«Черный беркут» ждет смертников: колонию для пожизненно осужденных предложили расконсервировать. На случай возврата смертной казни

Просмотры: 833     Комментарии: 0
«Черный беркут» ждет смертников: колонию для пожизненно осужденных предложили расконсервировать. На случай возврата смертной казни
«Черный беркут» ждет смертников: колонию для пожизненно осужденных предложили расконсервировать. На случай возврата смертной казни

Три года назад ФСИН России заявила, что колония для пожизненно осужденных «Черный беркут» на севере Урала прекратила свое существование. Но, как оказалось, официально ИК №56 так и не ликвидирована. И там, как уверяет криминолог Данил Сергеев, до недавнего времени даже находились… двое арестантов.

Ходят слухи, что таинственную и страшную тюрьму, стоящую на скале посреди вековой тайги практически у самого полярного круга, могут в любой момент расконсервировать. Дескать, если вернут смертную казнь (во что верить не хочется), то именно туда могли бы свозить «смертников» — как это было в советские годы. Для этого, впрочем, ее пришлось бы фактически заново отстроить: помещения буквально сгнили.

На случай возврата смертной казни

Обозреватель «МК» попыталась разобраться в том, возможно ли в принципе возрождение ИК (тогда ее стоило бы переименовать в «Черный феникс»). Мы нашли самого первого начальника «Черного беркута», чтобы выяснить, что такого ужасного натворили его «птенцы», если он до сих пор является сторонником смертной казни.

ИК №56 располагается в 600 км от Екатеринбурга. Прямого транспортного сообщения нет. Чтобы добраться до «Черного беркута», нужно сначала попасть в ближайший к ней город Ивдель.

Читайте ещё:Журналисты нашли криптокошелек сообщества «Вилаята Хорасан» в телеграме

— Дорога от Ивделя до колонии очень долгая и тяжелая, — рассказывает директор Института государственного и международного права, доцент кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета Данил Сергеев. — Едешь все время через вековую тайгу. На горизонте видны черно-синие холмы. Кругом — скалы.

В общем, стоило помучиться, чтобы увидеть всю эту мрачную красоту. Но главное — колония №56 действительно уникальна. Она была единственной в Советском Союзе, куда привозили приговоренных к смертной казни (сами приговоры исполняли в основном в СИЗО №1 Свердловска, нынешнего Екатеринбурга). Потом именно она стала первой, куда доставили приговоренных к пожизненному сроку (еще до моратория на смертную казнь в УК РСФСР в 1992 году появилось наказание в виде пожизненного лишения свободы).

Список известных арестантов «Черного беркута»:

Владимир Миргород — московский маньяк по кличке Душитель, убил 15 женщин и несовершеннолетнего (тот стал свидетелем расправы над его матерью).

Илья Тихомиров — террорист-старообрядец. В августе 2006 года он вместе с товарищем по патриотической подпольной организации совершил теракт на Черкизовском рынке столицы.

Эдуард Чудинов — лидер банды сутенеров-убийц. По версии следствия, в Нижнем Тагиле финансировал фирму по оказанию интимных услуг. Пострадавших от рук банды было 11 человек.

Анатолий Седых — серийный убийца по кличке Липецкий Чикатило. Его жертвами стали 12 девушек.

Владимир Белов — известен как «ховринский маньяк», на его счету, по версии следствия, не менее 8 жертв.

Роман Чигрин — педофил из Амурской области (нападал на школьниц). Умер в колонии.

Александр Осипов — один из лидеров ОПГ «Тверские волки». Считается, что это он расправился с убийцей известного шансонье Михаила Круга.

Владимир Криштопа — серийный убийца и насильник, державший в страхе Ростов-на-Дону.

Читайте ещё:Владельцами ПВЗ Ozon, поднявшими шумиху вокруг сервисного сбора, оказались миллионеры

— Старые деревянные здания постройки еще 50–60-х годов, — описывает Сергеев колонию. — Фонтан со скульптурой черного беркута, который держит в когтях голову змея… Кстати, эту скульптуру недавно вывезли, и сейчас она украшает здание ГУФСИН.

Решение закрыть колонию зрело давно. Слишком много жалоб на ужасные условия содержания поступало отсюда в ЕСПЧ. Во-первых, все постройки сильно обветшали. Во-вторых, поскольку колонию изначально построили на скале (чтобы нельзя было сделать подкоп), туда так и не смогли за все эти годы провести канализацию.

Вообще колония в разные периоды имела то совсем дурную славу, то слыла вполне себе гуманной. Одни вывезенные оттуда осужденные говорили: «Мы заживо там гнили, ни одна жалоба оттуда не выходила!». Другие сообщали: «Нормальная была колония. Красивые места, свежий воздух. Персонал сильно не бьет».

Не врали, скорее всего, ни те, ни другие.

— Пусть что угодно про нее говорят, а я не скажу, что она страшная, — уверяет уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. — Атмосфера была там доброй в последние годы. Правозащитник Андрей Бабушкин хотел там даже провести учебу для сотрудников ФСИН на тему «Как работать с пожизненно осужденными».

Последнего осужденного к пожизненному сроку вывезли из «Черного беркута» в 2019 году.

— Но там оставались двое осужденных на режиме колонии-поселения, — рассказывает Сергеев. — Они следили за порядком, убирали территорию. И были до последнего момента в колонии около 30 сотрудников. Вообще возникла коллизия с ее ликвидацией как юридического лица. Потребовалось даже в 2019 году принять федеральный закон, который прописывает процедуру закрытия старых казенных учреждений в случаях, когда региональные власти против (как было с «Черным беркутом»). В нем прописано, что окончательное решение принимает в таких спорных ситуациях правительство РФ. Но на все это требуется время и силы. Так вот колония «Черный беркут» до сих пор проходит процедуру юридической ликвидации, как бы странно это ни звучало.

Теоретически этот процесс можно остановить.

— Я бы эту колонию сохранила, — говорит Мерзлякова. — Подремонтировать только нужно, конечно.

Почему местные власти изначально были против закрытия «Черного беркута»? Все просто — колония являлась центром жизни для поселка Лозьвинского. После того как вывезли заключенных, стали уезжать и местные жители. Многие бросали собак, так что сейчас по поселку бегает бездомная стая. На вышках больше нет охранников, колючую проволоку частично кто-то снял. Но пока колония на консервации, так что окончательно разворовать казенное имущество не дают.

Самый первый начальник «Черного беркута» Алексей Детков прошел долгий путь от тюремщика до ученого. Ныне он профессор кафедры уголовного права и криминологии, д.ю.н. (защитил диссертацию на тему пожизненного лишения свободы).

— Алексей Петрович, правда, что к вам попали первые осужденные к пожизненному сроку?

— Да. Это был 1992-й год. Вообще их (всего 149 человек) отправляли в два региона — в Вологодскую и Свердловскую области. В первой их помещали в колонию №5 на острове Огненный, известную как «Вологодский пятак». Во второй они оказались в колонии особого режима в городе Ивделе. Я был ее начальником. Но потом на базе этой колонии создали ИК №56, ставшую уже в 2000-х известной как «Черный беркут». До приезда туда пожизненно осужденных там содержались в основном те, кто ждал, кому смертная казнь в соответствии с УК РСФСР была заменена 20 годами лишения свободы.

Геннадий Самохвалов

Страница для печати

Регион: Россия,

Комментарии:

comments powered by Disqus
29 марта 2024 г., 00:30:00 Гордеева подманил "Призыв"