Антимафия — мы все про вас знаем!

Спутник не вышел на связь

Просмотры: 808     Комментарии: 0
Спутник не вышел на связь
Спутник не вышел на связь

В условиях необходимости обеспечения России цифровым суверенитетом важно иметь национальные продукты, особенно актуально это сегодня, когда к стране применены жесткие санкции.

Вся отрасль поставлена под удар. В России ставится вопрос о создании своих продуктов в IT- индустрии, об этом сегодня много говорится как о неизбежном процессе. Между тем один из таких проектов – поисковая система «Спутник»– оказалась невостребованной, и проект был закрыт в сентябре 2020 года. Какие для этого были причины? Официальная информация очень скупа, ее просто нет, мало информации и в открытой прессе. Газета «Совершенно секретно» попыталась в этом разобраться.

Потребность у властей в «государственном» поисковике возникла в 2008–2009 годах, по крайней мере, тогда это было сформулировано. Как говорят опрошенные нами эксперты, на это повлиял ряд факторов – само бурное развитие Интернета и необходимость занять в этой среде свое место влияния, не хватало своих ресурсов в Интернете для формирования актуальной повестки дня на фоне серьезных событий, в частности в разгар экономического кризиса и «пятидневной войны с Грузией». Чиновники стали искать решение задачи. Подходов было 3: разработать с нуля, купить, привлечь со-инвестора или коммерческую структуру, обладающую нужными активами и компетенцией в этой области. Наш источник из Минсвязи, знакомый с ситуацией вспоминает, что «выбор продукта или подрядчика шел трудно и долго, больше двух лет. Рассматривалось много вариантов, претендентов было достаточно, но большинство было готово разрабатывать поисковик «с нуля», что было неприемлемо. Обращались в Abby (Abbyy Software Дэвида Яна. – Прим. ред.), в «Рамблер», Мейл.Ру, вели переговоры с IT-инвестором Милнером (Евгений Милнер предприниматель из США с российскими корнями. – Прим. ред.), с Игорем Ашмановым и другими участниками рынка».

В результате остановились на поисковом решении компании «КММедиа» и на частно-государственной форме партнерства.

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ» СНОВА В СТРОЮ

Компания Вячеслава Рудникова «КММедиа» (ведет свое начало от производителя мультимедийной образовательной продукции «Кирилл и Мефодий». – Прим. ред.) разрабатывала поиск с 2002 года для собственных нужд, с 2005 года работала уже как над перспективным коммерческим проектом. К 2008 году это был уже довольно сильный, практически законченный продукт. Компания ежегодно участвовала в соревнованиях, проводимых «Яндексом» и всегда была в тройке лидеров – «Яндекс», поиск КМ.RU и поиск Мейл.ру. Ей не хватало вычислительных мощностей – серверов было меньше 100, чего было недостаточно для коммерческой эксплуатации. Для бесперебойной работы нового проекта требовались тысячи серверов.

Сотрудник «КМ-Медиа» рассказывает «Совершенно секретно»: «Долго разбирались с кадрами, технологиями, рисками. Реально проверяли нас очень серьезные специалисты, некоторые работали в Yahoo в Силиконовой долине. Курировал проект сам министр связи – Игорь Олегович Щёголев. Два раза таскали к Суркову (Вячеслав Сурков в то время помощник Президента России. – Прим. ред.) на разговор, делали презентацию Дмитрию Медведеву, который тогда был президентом».

На выбор Минсвязи повлиял ряд принципиальных факторов: это был готовый продукт, была готовая профессиональная команда разработчиков, вопрос «срубить денег» с государства собственником компании не ставился.

Читайте ещё:Чиновникам запрещено выезжать за пределы России — даже в «дружественные» страны

«Я считал для себя важным участвовать в большом амбициозном государственном проекте и большой ожидаемой пользе для государства» – говорит Вячеслав Рудников.

В результате весь «будущий российский поисковик» оценили в скромные 7,5 млн дол. Для примера, в «Рамблере» за свой поисковик запросили около 200 млн дол. Эта сделка была очень выгодна государству. В мае 2014 года поисковый проект «Спутник» стал главным событием Экономического форума в Санкт-Петербурге. В течение 2-х месяцев продукт скачали для тестирования более 1 млн человек.

НАЧАЛО КОНЦА

В 2012 году Ростелеком и его дочка РТкомм выкупили у компании Вячеслава Рудникова «КМ-Медиа» 74,99% доли, оставив ему блокпакет в 25,01% (из них 5,5% Рудников позже передал Василию Васину. – Прим. ред.), компанию переименовали в ООО «Спутник». Рудников рассказывает, что, курировать проект от Ростелекома был поставлен вице-президент компании Алексей Басов. Но в 2014 году Басов неожиданно настоял на смене директора. Как вспоминают специалисты в отрасли, вместо профессионала Алексея Пигалева был назначен чиновник-функционер Максим Хромов.

А летом того же 2014 года против Вячеслава Рудникова было возбуждено уголовное дело, связанное по его утверждению, с началом атаки на его основной бизнес структурами миллиардера Александра Клячина (см. два предыдущих материала в номере. – Прим. ред.) и Рудников был помещен под домашний арест.

Специалисты высоко оценивали техническую сторону реализации проекта. В коммерческом плане доход в 2016 году планировался на уровне 5–6 млрд рублей. Это полностью бы окупало вложения и дало бы неплохую прибыль. Алексей Басов, по словам Рудникова, дважды предлагал ему «недорого» продать его долю, но оба раза получил отказ.

Наши источники, работавшие в то время в «Спутнике», рассказывают, что в начале 2015 года была организована структура с идентичным названием – ООО «ПП Спутник». По сути это был клон, куда начали выводить активы компании.

Были переданы торговая марка «Спутник», все физические активы, коды, переведены все сотрудники – более 200 человек. В первоначальной ООО «Спутник» остались только 5 бухгалтеров и директор Максим Хромов. При этом Хромов одновременно стал директором и в новой компании, бухгалтеры также числились и там и там.

В Совет директоров назначались абсолютно случайные люди, в прессе начались нападки на проект и появились статьи, связывающие поисковый проект с уголовным преследованием Рудникова. Обычно госструктуры не заказывают «грязные» статьи, тем более, если это касается их собственного продукта – это нелогично. Тогда кто же мог стоять за этой информационной компанией?

Вячеславу Рудникову суд отменил домашний арест в сентябре 2015 года, когда вывод активов уже шел в полном разгаре. Попытки участвовать в собраниях ООО «Спутник» с требованием представить документы и совершить другие законные действия, по его утверждению, полностью игнорировались Хромовым. «Блокирующий пакет не сработал, поскольку мой, теперь уже бывший партнер Василий Васин в это время выводил другие мои активы и действовал под зорким контролем Александра Клячина», – говорит Рудников.

Читайте ещё:Арам Габрелянов быстро заметает следы и сливает своих людей

В 2016 году продолжился исход из команды разработчиков: кого-то увольняли, кто-то не выдерживал и уходил сам. По словам нашего источника, были выдавлены основные специалисты – архитекторы системы, уволен руководитель разработок Сергей Татевосян. Даже в новой компании-двойнике работы все больше сворачивались. Началось банкротство ООО «Спутник».

Некоторые специалисты, с которыми мы пообщались, высказали мнение, что банкротство «Спутника» было спланировано. Ни финансовых, ни технологических трудностей не было, как не было и проблем с позиционированием и маркетингом. Возможно, у кого–то была заинтересованность, чтобы проект не состоялся.

По нашим данным, по странному совпадению в 2016 году Александр Клячин намеревался получить 4% акций «Яндекса» путем обмена на часть своей недвижимости. «Яндекс» арендует большие площади на принадлежащем Клячину бывшем заводе «Красная Роза». Но сделка сорвалась. «У меня есть все основания считать, что схема управляемого искусственного банкротства ООО «Спутник» подсказана Ростелекому специалистами группы Клячина по двум причинам, – говорит Вячеслав Рудников, – выбить мои активы и оказать услугу «Яндексу», устранив опасного перспективного конкурента. Ведь государство в принципе имеет неограниченные финансовые и маркетинговые возможности, чтобы при правильной работе раскрутить любой проект. Никаких объективных причин хоронить этот проект не было».

В августе 2017 года Рудников написал письмо главе Ростелекома Михаилу Осеевскому (копия есть в редакции) с предложением встречи. Готов был рассказать, что нужно сделать, чтобы проект заработал с коммерческой точки зрения. Ответа не получил. А в сентябре 2020 года Ростелеком объявил о закрытии проекта.

КОМУ ВЫГОДНО?

Здесь возникает вопрос – в самом деле, очень нелогично закрывать проект, даже не предложив его другим инвесторам или не продав его, желающие очевидно нашлись бы. Возможно ли его возродить? Специалисты утверждают – любая задача может быть решена. Особенно на фоне острой необходимости создавать собственные отечественные IT-решения.

Григорий Дудник

Страница для печати

Регион: Россия,

Комментарии:

comments powered by Disqus